О ЦЕННОСТЯХ И ПОСТМОДЕРНЕ
Раньше преобладало серое, поэтому яркое и труднодоступное было ценным. Теперь много яркого и пустого, а труднодоступное стало легкодоступным. Хотя, безусловно, не все яркое - пустое, как и не все труднодоступное – ценное.
Недавно я вдруг ощутил такую тоску по всему тому яркому и труднодоступному. Я подумал, может это тоска по детству и юности всего лишь…Стал думать. Ниже делюсь мыслями.
Кто, может, помнит в начале 90-ых такие яркие плиточки для игры, которые вызывали какой-то маниакальный интерес у детей на фоне всего серого советского. И потом, вдруг, стало появляться яркое. Какой-то мальчик принес в школу жвачку Турба со вкусом дыни, кому то родители привезли яркий рюкзак, а кто-то непонятно где пробил косуху и диск «Лед Зеппелин». И понеслось: вкладыши, толстовки, бейсболки, приставки, рок, панк, рейв,брит-поп, психодел, транс, трансерфинг реальности, дополнительная реальность.
А если вернуться еще раньше, в советской действительности «гастрономов» и «универсамов» яркими были цирки – для детей, и закрытые сообщества "ярких" людей: художников, писателей, актеров, просто стиляг – для взрослых. Только яркими они были не по роду профессии, а по способу мышления. Думали по-другому, нежели советская власть: Солженицены, Довлатовы, Бродские, Хармсы, Драчи. И в эти сообщества не так то просто было попасть. Они были труднодоступные, как дефицитные товары, поэтому обладали какой то особой притягательностью и символичностью. Они символизировали свободу и отсутствие рамок.
А теперь такая свобода, что даже гендерные и социальные рамки ни почем. Хочешь, присоединяйся к сообществу ЛГБТ, хочешь живи «фриганом» на «сквоте», так для эксперимента, а хочешь, одевайся, как герои американских комиксов. Мечтаешь о силиконовой долине, пожалуйста – поставь цель и учи английский и программирование. Все доступно: места, люди, сообщества, информация, знания. Даже масоны уже открыто принимают в свои ряды) В итоге, я могу быть всем, но остаюсь никем.
Раньше что бы что то понять о Боге, практиковали аскезу. И когда БГ стал говорить о своем опыте, он был чуть ли не просветленным. А теперь БГ есть на Ютьюбе и многие воспринимают его как фрика. Это не плохо и не хорошо. Просто та духовность которую он нес, стала вдруг такой доступной и обесценилась.
Когда-то Япония была закрыта от всего мира. Именно в этот период изолированности Япония настояла свою культуру и аутентичность. Когда представители японского архипелага стали торговать с Нидерландами и другими странами, то произошел бум спроса на японские товары и культуру.
Что-то подобное произошло и с Индией, только с возвращением ей независимости, когда в период с 60-ых по 80-ые туда хлынули американцы. А потом появился Интернет, который стер границы и добрался в самые изолированные уголки нашей планеты и самые потайные места нашей души. И теперь слова «просветление» и «карма» вбиваются в поисковике также часто, как «сиськи» и «увеличить член». И поэтому не значат ничего.
Сегодня культурной тусовкой заправляет его величие «стеб». Современная культура постмодерна стебется над ценностями. Но есть и положительное во всем этом – современное искусство обстебывая ценности, выявляет тем самым что на самом деле ценно, а что нет.
Например яркое – это индивидуализм, а серое – это коллективизм, со свойственным ему коллективным бессознательным. Современное искусство обращается к каждому по отдельности и проверяет каждого на ценности, стереотипы, установки. Там где зыбко, пробивается. Хороший перформанс – это когда после него человек обнаруживает в себе наносное и избавляется от этой шелухи. А тот, кто ориентирован на внешнее еще больше этой шелухой обрастает.
Приведу пример с Дорном. Моя знакомая недавно жаловалась на поведение Дорна в одном из его последних интервью. Мол, употребляет ненормативную лексику и вообще ведет себя как быдло.
Так вот с одной стороны Дорн, как публичная личность – это продукт современной суб-культуры, которая вдруг стала неимоверно популярной, которой он питается и которую кормит. А с другой стороны Дорн - это такая лакмусовая бумажка на уровень ханжества и терпимости в обществе.
Его поведение - это осознанный выбор. Как и выбор принимать изменения или нет. И если перемены вызывают тоску, значит конформизм поджидает за углом. Хочется все же верить, что там всего лишь – «новый поворот».